Горные регионы мира отличаются высоким природным разнообразием и этноязыковой пестротой. Памиро-Гиндукушский этнолингвистический регион, примыкающий с запада к Большим Гималаям, является одним из интереснейших. Здесь сходятся границы Афганистана, Пакистана, Индии, Китая и Таджикистана. Эту обширную горную область на рубеже Центральной и Южной Азии, в прошлом едва затронутую крупными религиями, мусульмане именовали Кафиристан, «земля неверных». Альтернативный, более политкорректный термин – Перистан, вдохновлённый широко распространённой там по сей день верой в духов женского рода, именуемых «пари» или иначе (см., например, Alberto M. Cacopardo (2022) "Peristan: The counter-civilization of the Hindukush/Karakorum. The state of ethnohistorical research").
Народам региона прежде были присущи почетание горного козла, виноделие и относительная сексуальная свобода. В языковом отношении местное население представляет различные ветви индоиранской общности, но также сохраняются периферийные тибетские диалекты и язык-изолят бурушаски. История и культура домусульманского Кабулистана и Гандхары в долинах рек Инд и Кабул известны достаточно неплохо. На рубеже X–XI вв. часть жителей этой области предпочли покинуть цивилизацию и продолжить вольную жизнь в контрцивилизации автономных горских общин. Те издревле населяли не только труднодоступные ущелья, но и более пригодные для земледелия низменности, однако были вытеснены выше.
На востоке Гиндукуша многообразная система верований горцев происходила от симбиоза локальных охотничьих, анимистических культов, отголосков индуизма I тыс. н. э., и древних воззрений общеарийской или ведической древности. В начале XX в. это культурное пространство сжалось до трёх долин в Южном Читрале (Пакистан), где несколько тысяч дардоязычных калашей до сих пор сохраняют собственную духовную культуру. По договору с британцами автономные долины, расположенные западнее, 130 лет назад подверглись захвату афганцами, с последующей исламизацией.
Афганская часть региона Памира – Гиндукуша остаётся наименее исследованной по сей день. Это прежняя окраина Индии – теперь восточные провинции Нуристан, Кунар, Нангархар, Лагман, Каписа, а также засушливый Бадахшан по другую сторону хребта, где доминируют иранские языки (персидский и памирские). Напряжённая обстановка, вызванная политической нестабильностью, здесь сохранялась около полувека. Опуская контакты колониальной эпохи, очертим, что современная наука (антропология и, в частности, лингвистика) оперирует сведениями, собранными за век, прошедший с 1924 г., – большей частью в кратком, но ярком 30-летнем интервале экспедиций 1948–1977 гг. Лишь недавно поездки в глубинку стали относительно безопасны.
Население провинции Нуристан помимо языкового своеобразия, традиционных хозяйственных практик и, отчасти, социальных структур смогло сохранить музыку, отдельные суеверия и некоторый объём устной литературы. И хотя ислам проник в уклад жизни нуристанцев уже глубоко, ещё сохраняются основания для сбора новых и неизвестных сведений от наших современников. Из языков и диалектов нуристанской группы лишь часть получили грамматические описания в 4 монографиях и нескольких справочниках. Новым поколениям исследователей остаётся немало работы, включая подготовку словарей.
В 1963 и 1964 гг. одна из советских геологических партий занималась поиском залежей минералов на востоке Афганистана. Исследования начались в области Дара-и-Нур (провинция Нангархар) к северо-востоку от Джелалабада, затем учёные провели работу в большинстве притоков р. Печ (провинции Кунар и Нуристан сегодня), а на второй год также прошли перевалами на запад в долину Кулам и далее спустились по долине р. Алингар (также Нуристан и Лагман). Переводчиком геологов выступал молодой ленинградский лингвист и востоковед А.Л. Грюнберг-Цветинович, который в свободное время собирал полевой материал по едва изученным на тот момент малым языкам Восточного Гиндукуша. Уже став профессором Восточного факультета ЛГУ (СПбГУ), он опубликовал цикл монографий и статей по итогам исследований. По приглашению Академии наук Афганистана участвовал в разработке проектов письменности для нескольких языков. Безвременная кончина помешала завершить работу, при этом часть полевых материалов осталась необработанной.
Спустя 60 лет, в 2023 и 2024 гг., московский этнограф С.И. Каверин, двигаясь по сходному маршруту и шире, провёл плодотворную полевую работу во всех трёх частях афганской провинции Нуристан (запад, центр, восток). Наследие и пример А.Л. Грюнберга вдохновили его на изучение традиционной культуры и языков гиндукушских горцев как на базе личного архива покойного учёного, так и «в поле». Теперь международная группа относительно молодых исследователей, продолжая дело великих предшественников, готовит к изданию архивные материалы и различными способами собирает недостающие сведения по лингвистике и антропологии Памиро-Гиндукушского региона. Предварительные результаты их работы будут обобщённо представлены публике московского лектория РГО.
К 95-летию со дня рождения выдающегося лингвиста и востоковеда А.Л. Грюнберга-Цветиновича.
О лекторе
Святослав Каверин – путешественник, журналист, этнолог, выпускник Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, исследователь культуры народов Гиндукуша.
Фото: С. Каверин
--
Вход бесплатный – по списку и документу, удостоверяющему личность.
Ссылка на онлайн-трансляцию: . Регистрация на просмотр трансляции не требуется.
--
Группа лектория в социальной сети «ВКонтакте»
Канал лектория в сети «Телеграм»
Москва
Новая пл., д. 10, стр. 2
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.