Горные регионы мира отличаются высоким природным разнообразием и этноязыковой пестротой. Памиро-Гиндукушский этнолингвистический регион, примыкающий с запада к Большим Гималаям, является одним из интереснейших. Здесь сходятся границы Афганистана, Пакистана, Индии, Китая и Таджикистана. Эту обширную горную область на рубеже Центральной и Южной Азии, в прошлом едва затронутую крупными религиями, мусульмане именовали Кафиристан, «земля неверных». Альтернативный, более политкорректный термин – Перистан, вдохновлённый широко распространённой там по сей день верой в духов женского рода, именуемых «пари» или иначе (см., например, Alberto M. Cacopardo (2022) "Peristan: The counter-civilization of the Hindukush/Karakorum. The state of ethnohistorical research").
Народам региона прежде были присущи почетание горного козла, виноделие и относительная сексуальная свобода. В языковом отношении местное население представляет различные ветви индоиранской общности, но также сохраняются периферийные тибетские диалекты и язык-изолят бурушаски. История и культура домусульманского Кабулистана и Гандхары в долинах рек Инд и Кабул известны достаточно неплохо. На рубеже X–XI вв. часть жителей этой области предпочли покинуть цивилизацию и продолжить вольную жизнь в контрцивилизации автономных горских общин. Те издревле населяли не только труднодоступные ущелья, но и более пригодные для земледелия низменности, однако были вытеснены выше.
На востоке Гиндукуша многообразная система верований горцев происходила от симбиоза локальных охотничьих, анимистических культов, отголосков индуизма I тыс. н. э., и древних воззрений общеарийской или ведической древности. В начале XX в. это культурное пространство сжалось до трёх долин в Южном Читрале (Пакистан), где несколько тысяч дардоязычных калашей до сих пор сохраняют собственную духовную культуру. По договору с британцами автономные долины, расположенные западнее, 130 лет назад подверглись захвату афганцами, с последующей исламизацией.
Афганская часть региона Памира – Гиндукуша остаётся наименее исследованной по сей день. Это прежняя окраина Индии – теперь восточные провинции Нуристан, Кунар, Нангархар, Лагман, Каписа, а также засушливый Бадахшан по другую сторону хребта, где доминируют иранские языки (персидский и памирские). Напряжённая обстановка, вызванная политической нестабильностью, здесь сохранялась около полувека. Опуская контакты колониальной эпохи, очертим, что современная наука (антропология и, в частности, лингвистика) оперирует сведениями, собранными за век, прошедший с 1924 г., – большей частью в кратком, но ярком 30-летнем интервале экспедиций 1948–1977 гг. Лишь недавно поездки в глубинку стали относительно безопасны.
Население провинции Нуристан помимо языкового своеобразия, традиционных хозяйственных практик и, отчасти, социальных структур смогло сохранить музыку, отдельные суеверия и некоторый объём устной литературы. И хотя ислам проник в уклад жизни нуристанцев уже глубоко, ещё сохраняются основания для сбора новых и неизвестных сведений от наших современников. Из языков и диалектов нуристанской группы лишь часть получили грамматические описания в 4 монографиях и нескольких справочниках. Новым поколениям исследователей остаётся немало работы, включая подготовку словарей.
В 1963 и 1964 гг. одна из советских геологических партий занималась поиском залежей минералов на востоке Афганистана. Исследования начались в области Дара-и-Нур (провинция Нангархар) к северо-востоку от Джелалабада, затем учёные провели работу в большинстве притоков р. Печ (провинции Кунар и Нуристан сегодня), а на второй год также прошли перевалами на запад в долину Кулам и далее спустились по долине р. Алингар (также Нуристан и Лагман). Переводчиком геологов выступал молодой ленинградский лингвист и востоковед А.Л. Грюнберг-Цветинович, который в свободное время собирал полевой материал по едва изученным на тот момент малым языкам Восточного Гиндукуша. Уже став профессором Восточного факультета ЛГУ (СПбГУ), он опубликовал цикл монографий и статей по итогам исследований. По приглашению Академии наук Афганистана участвовал в разработке проектов письменности для нескольких языков. Безвременная кончина помешала завершить работу, при этом часть полевых материалов осталась необработанной.
Спустя 60 лет, в 2023 и 2024 гг., московский этнограф С.И. Каверин, двигаясь по сходному маршруту и шире, провёл плодотворную полевую работу во всех трёх частях афганской провинции Нуристан (запад, центр, восток). Наследие и пример А.Л. Грюнберга вдохновили его на изучение традиционной культуры и языков гиндукушских горцев как на базе личного архива покойного учёного, так и «в поле». Теперь международная группа относительно молодых исследователей, продолжая дело великих предшественников, готовит к изданию архивные материалы и различными способами собирает недостающие сведения по лингвистике и антропологии Памиро-Гиндукушского региона. Предварительные результаты их работы будут обобщённо представлены публике московского лектория РГО.
К 95-летию со дня рождения выдающегося лингвиста и востоковеда А.Л. Грюнберга-Цветиновича.
О лекторе
Святослав Каверин – путешественник, журналист, этнолог, выпускник Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, исследователь культуры народов Гиндукуша.
Фото: С. Каверин
--
Вход бесплатный – по списку и документу, удостоверяющему личность.
Ссылка на онлайн-трансляцию: https://vkvideo.ru/video-51232997_4.... Регистрация на просмотр трансляции не требуется.
--
Группа лектория в социальной сети «ВКонтакте»
Канал лектория в сети «Телеграм»
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.